Главная»Родителям»Принципы формирования предметной развивающей среды дома

Принципы формирования предметной развивающей среды дома

Если вы задумали создать в своём доме предметную развивающую среду (далее по тексту «СРЕДУ») для вашего ребёнка, то вам придётся сначала разработать её проект. В  основе этого проекта должны лежать следующие основополагающие принципы.

             Принцип динамичности

             Этот принцип основывается на известном теоретическом положении о том, что ребёнок «не пребывает» в среде, а преодолевает, перерастает её, постоянно меняясь на основе приобретённого опыта.

             Для того чтобы СРЕДА выполняла свою развивающую функцию, надо дать возможность ребёнку постоянно в ней что-то изменять, конструировать, создавать. Для этого при проектировании СРЕДЫ надо предусмотреть возможность простого трансформирования её элементов, как взрослыми, так и детьми.

             Реализуя принцип динамичности, надо помнить, как о педагогической, так и дизайнерской стороне дела. Как педагоги мы должны использовать «вариативные» игрушки, игровые пособия и материалы. Как дизайнеры - предусмотреть возможность использования разнообразных материалов, цветового, светового, звукового компонентов среды, применения мобильных, легко изменяемых конструкций и оборудования.

              Динамичная СРЕДА способствует развитию активности ребёнка, «провоцирует» его на деятельность по изменению, преобразованию её элементов. Ребёнок становится творцом своего окружения. Это вызывает у него стойкие положительные эмоции, ведёт к развитию творческих способностей, формирует нужные черты характера.

              В качестве примера динамичного элемента СРЕДЫ приведу популярные нынче коврики, узоры на которых выкладываются фигурками разнообразной формы и цвета. На фигурках приклеены кусочки липучки, с помощью которых они и крепятся. В отличие от обычных ковриков с неподвижным узором, на этом коврике ребёнок может постоянно менять и совершенствовать свои композиции.

            Принцип возрастающей сложности

            Этот принцип тесно связан с принципом динамичности. В содержании и структуре СРЕДЫ должна быть заложена не просто возможность её изменения, но и то, что это изменение должно быть целенаправленно. При формировании СРЕДЫ должно быть предусмотрено, что в ходе «освоения», преобразования её элементов, ребёнок сталкивается с решением задач возрастающей сложности. Он должен как по ступенькам перемещаться от «заведомо посильных» для него задач, до «чрезвычайно сложных», находящихся, как говорят психологи, в «зоне его ближайшего развития». Однако «высота» этих ступенек сложности должна быть подобрана так, чтобы ребёнок мог самостоятельно (или с минимальной помощью взрослого) переходить от одной задачи к другой.

           Реализация именно этого принципа делает СРЕДУ развивающей, позволяет построить её в соответствии с одним из основных законов развивающего обучения - «от простого к сложному», обеспечить ребёнку обстановку «максимального напряжения сил», которая, как утверждал Б.П. Никитин, в наибольшей степени способствует развитию способностей ребёнка.

            При разработке проекта СРЕДЫ с учётом принципа возрастающей сложности необходимо исключить возможность перенапряжения и переутомления ребёнка. Этого можно достичь, предоставляя ребёнку широкий выбор видов деятельности, возможность их беспрепятственного чередования, изменения способов деятельности и её продолжительности.

          Примером элемента развивающей среды, реализующего принцип возрастающей сложности, может быть детский спортивный комплекс с большим количеством (более 10) съёмных спортивных снарядов. Такой комплекс позволяет выполнять множество самых разнообразных упражнений для физического развития ребёнка. Следует только расположить их в порядке возрастающей сложности, так чтобы трудность выполнения последующего упражнения правильно соотносилась с трудностью предыдущего.

          Принцип полноты

          При создании СРЕДЫ этот принцип должен реализовываться при выполнении следующих условий.

·        Содержание и структура СРЕДЫ должны обеспечивать основные направления развития ребёнка:

- развитие общих движений (двигательной активности);

- развитие движений рук;

- сенсорное развитие, т.е. развитие органов чувств;

- развитие речи и овладение родным (а при желании и иностранным) языком;

- развитие мышления;

- развитие представлений об окружающем мире;

- социально-эмоциональное развитие;

- развитие творческих способностей.

·        СРЕДА должна обеспечивать возможность ведение различных видов детской деятельности: общения, игры, учёбы и пр. 

·        СРЕДА должна содержать различные по своим размерам элементы, т.к. для нормального развития ребёнка в его деятельности должны использоваться предметы сравнимые с его рукой, с его ростом и ростом взрослого человека.

·        СРЕДА должна включать разнообразные предметы, отличающиеся:

- своим происхождением: природные и искусственные, современные и архаичные, отечественные и  зарубежные и пр.

- богатством своего содержания и свойств: от примитивных и «простых», до утончённых и «сложных»;

- степенью новизны для ребёнка.

          Информация, наполняющая СРЕДУ, должна быть максимально доступна для ребёнка, он должен быть обеспечен всем необходимым для того, чтобы беспрепятственно получать эту информацию в ходе своей деятельности.

          Принцип эмоционального комфорта

          СРЕДА должна вызывать у ребёнка положительные эмоции, обеспечивать разнообразными и меняющимися впечатлениями. Она должна быть спроектирована так, чтобы побуждать ребёнка к активной двигательной деятельности, но, при необходимости, и успокаивать его. Это может быть достигнуто правильным подбором светового, цветового и звукового оформления помещений, использованием различных типов мебели и оборудования.

          Принцип открытости.

          Открытая, незамкнутая система - так, по-научному, может быть определена правильно организованная СРЕДА. Этим подчёркивается её приспособленность к изменениям и, главное, к развитию, т.е. СРЕДА должна быть не только развивающей, но и развивающейся.

          При формировании СРЕДЫ этот принцип должен быть реализован по четырём направлениям.

·        Открытость природе, т.е. СРЕДА должна способствовать единению природы и ребёнка. Это может быть достигнуто, как с помощью архитектурно-дизайнерских решений (террасы, атриумы и пр.), так и путём использования в качестве элементов СРЕДЫ природных объектов.

·        Открытость культуре, это значит, что ребёнка должны окружать предметы «взрослой» культуры: книги, произведения живописи и т.п.

·        Открытость обществу, под этим подразумевается то, что СРЕДА должна создавать условия для  гостей  ребёнка, которым бы он мог показать, свои достижения (рисунки, конструкции, поделки), любимые уголки дома, игрушки. Всё это поможет ребёнку  осознать очень важное понятие: «мой дом».

·        Открытость своего «Я», своего внутреннего мира. Для этого в СРЕДУ должны быть включены   зеркала, в том числе и такие, которые позволяют ребёнку видеть себя в различных ракурсах. Кроме того, должно быть предусмотрено размещение на виду у ребёнка его фотографий в различном возрасте вместе со взрослыми. Ему должны быть доступны семейные фотоальбомы (или специально сделанные для него папки с семейными фотографиями).

          Принцип гибкого зонирования

          Деятельность ребёнка должна быть разнообразной, поэтому СРЕДА должна включать разнообразные объекты, средства и условия деятельности. Это требует разбиения СРЕДЫ на зоны, как на функциональном, так и на пространственном уровне.

          Функциональное разделение на зоны производится на основе видов деятельности: зона двигательной активности, зона изобразительной деятельности и т.п.

          При пространственном зонировании необходимо учитывать ограничения по площади, особенности планировки дома. Учитывая эти ограничения функциональные зоны можно объединять, основываясь на схожести видов деятельности.

          Так, «природная» зона, включающая, например: цветы, аквариум, клетку с птицами, может быть рассредоточена по разным местам дома. При этом у вас с ребёнком должен быть разработан порядок ухода за этим хозяйством: ежедневно сначала поливаем цветы, потом кормим рыбок, а потом ухаживаем за птицами.

         Опыт работы по проектированию СРЕДЫ для детей в возрасте до 4-лет подсказывает некоторый «усреднённый вариант» функционального зонирования.

·        Зона двигательной активности.

·        Зона интеллектуальных занятий.

·        «Мастерская» -  зона для «рукоделья» (рисование, лепка, аппликация и т.п.).

·        Зона музыкальной и театральной деятельности.

·        Игровая зона.

·        «Природная» зона.

·        Зона «практической жизни», которая объединяет в себе предметы, необходимые ребёнку для ухода за собой, хранения своих вещей, детских инструментов для помощи по хозяйству.

          Принцип обеспечения безопасности

          Этот принцип не требует особого пояснения. Важно помнить о нём на всех этапах создания СРЕДЫ.  Особо следует отметить этапы выбора и приобретения оборудования.

Современный рынок наводнен товарами низкого качества, в том числе и для детей. Поэтому, будьте бдительны, старайтесь делать покупки в хорошо зарекомендовавших себя компаниях или просите помощи у консультантов.

          Принцип учёта индивидуальных особенностей ребёнка

          То, что этот принцип оказался в нашем списке последним, отнюдь не означает, что реализация его не очень важна. При проектировании СРЕДЫ, несомненно, должны учитываться физические и психологические особенности ребёнка, его возраст, пол. Более того, «индивидуальный подход» должен быть основой при реализации всех указанных принципов, СРЕДА должна быть индивидуально ориентированной.

 

          В заключении не могу не упомянуть имя великого итальянского педагога Марии Монтессори, которая по праву считается основоположником «средовой» педагогики. Она утверждала, что основная задача взрослого состоит в том, чтобы создать СРЕДУ, подходящую для свободного и полноценного развития ребёнка, поскольку именно из окружающей предметной и социальной среды ребёнок берёт «строительный материал» для  своего самосозидания.

 
Создание сайта «СофтМажор»